Почему Один зовётся Всеотцом? Некоторых смущает это имя Одина настолько, что в нём даже видят христианское влияние. Попробуем разобраться в этом вопросе и посмотреть, действительно ли это так? Имя ”Всеотец” (Alföðr) фигурирует как в ”Старшей”, так и в ”Младшей Эдде”, а также в скальдической поэзии. В ”Старшей Эдде” оно упоминается в ”Речах Гримнира”: Síðhöttr, Síðskeggr, Sigföðr, Hnikuðr, Alföðr, Valföðr, Atríðr ok Farmatýr; einu nafni hétumk aldregi, síz ek með folkum fór. Сидхётт, Сидскегг, Сигфёдр, Хникуд, Альфёдр, Вальфёдр, Атрид и Фарматюр; с тех пор как хожу средь людей, немало имен у меня. Здесь оно оставлено без перевода, как и остальные, но Alföðr - это оно и есть: Всеотец. В ”Младшей Эдде” это ”Видение Гюльви”, где мало того, что оно упоминается неоднократно, так ещё Снорри и даёт объяснение тому, почему Один так назван: ”Ok fyrir því má hann heita Alföðr, at hann er faðir allra goðanna ok manna ok alls þess, er af honum ok hans krafti var fullgert” ”И должно величать Одина Всеотцом, ибо он — отец всем богам и людям, всему, что мощью его было создано”. Также в ”Языке поэзии” Снорри приводит строфу Арнора Скальда Ярлов, где поэзия названа ”бражным буруном Всеотца”: Nú hykk slíðrhugaðs segja, síð léttir mér stríða, þýtr Alföðr, ýtum jarls kostu, brim hrosta. Дословного перевода строфы, к сожалению, нет, но имя Alföðr можно видеть в третьей строке. Нельзя не сказать о том, что и Снорри, и Арнор были христианами. С одной стороны, это может показаться аргументом в пользу того, что имя ”Всеотец” - результат христианского влияния. Но с другой - нельзя отбрасывать и упоминание в ”Речах Гримнира”, где христианское влияние практически не прослеживается: вся песня рассказывает о языческих богах, их небесных чертогах, Вальхалле, перечисляет имена Одина. Могли ли древние скандинавы понимать имя ”Всеотец” так, как говорит об этом Снорри? Ещё раз: ”И должно величать Одина Всеотцом, ибо он — отец всем богам и людям, всему, что мощью его было создано”. На то, что Один мог считаться ”отцом” всех богов, указывают две вещи. Во-первых, древний скандинав представлял общество асов сообразно тому, что видел вокруг себя: то есть асы мыслились как некий род, у которого был глава. В данном случае - Один. Во-вторых, есть небезынтересная строфа в ”Перебранке Локи”, которая наглядно показывает некоторые взаимоотношения между богами: Bið ek þik, Bragi, barna sifjar duga ok allra óskmaga, at þú Loka kveðir-a lastastöfum Ægis höllu í. Браги, не надо У Эгира в доме ссориться с Локи; уместны ли распри среди сыновей родных и приемных! Вспомним, что дело происходит на пиру Эгира, где присутствуют боги. В данной строфе богиня Идунн обращается как к ”родным сыновьям” (barna sifjar), так и ко ”всем приёмным детям” (allra óskmaga). Очевидно, что род (в данном случае - род богов) мог включать в себя приёмных детей, причём, принятие в род производилось его главой. В нашем случае, поскольку главой асов является Один, все остальные боги, принимаемые в род асов, в каком-то смысле становятся его ”детьми”. Смысл слов ”отец” и ”дети”, конечно же, не буквальный, а переносный. Для примера можно вспомнить выражения ”отец нации”, ”отец народов”, ”отец истории” и т. п. Разберём и другой момент, где Снорри говорит о том, что Один - отец всему, ”что мощью его было создано”. В этом смысле, Один, конечно же, один из ”отцов” мироздания, которое сотворено и ”его мощью”, наряду с ”мощью” его братьев. Вспомним ”Прорицание вёльвы”: Áðr Bors synir bjöðum of yppðu, þeir er Miðgarð mæran skópu; sól skein sunnan á salar steina, þá var grund gróin grænum lauki. Пока сыны Бора, Мидгард создавшие великолепный, земли не подняли, солнце с юга на камни светило, росли на земле зеленые травы. ”Сыны Бора” - Один, Вили и Ве, о которых также говорит Снорри: ”У него родился сын по имени Бор. Он взял в жены Бестлу, дочь Бёльторна великана, и она родила ему троих сыновей: одного звали Один, другого Вили, а третьего Ве.” И далее: ”Сказал тогда Ганглери: «За что же принялись тогда сыновья Бора, если они были, как ты думаешь, богами?» Высокий сказал: «Есть тут о чем поведать. Они взяли Имира, бросили в самую глубь Мировой Бездны и сделали из него землю, а из крови его — море и все воды. Сама земля была сделана из плоти его, горы же из костей, валуны и камни — из передних и коренных его зубов и осколков костей»”. Что же касается людей, то и здесь Один принял непосредственное участие в их создании, а потому в некотором смысле может расцениваться как ”отец”: Önd þau ne áttu, óð þau ne höfðu, lá né læti né litu góða; önd gaf Óðinn, óð gaf Hœnir, lá gaf Lóðurr ok litu góða. Они не дышали, в них не было духа, румянца на лицах, тепла и голоса; дал Один дыханье, а Хёнир — дух, а Лодур — тепло и лицам румянец. Подведём итог. Очевидно, что сами скандинавские мифы содержат достаточно оснований для того, чтобы считать Одина ”Всеотцом” в отношении мироздания, богов и людей. Само собой, термин ”отец” здесь используется в большей степени как переносный, а не буквальный, что качественно отличает его от христианского именования бога ”отцом”: в христианстве это слово понимается прямо и буквально, а бог рассматривается как единственный отец всему, что он сотворил.